Ударные инструменты, артист ДСО в 2012-2017 гг.
Первый – легендарный! – состав. Мощное ритмическое сердце оркестра. В первое время в 2011 году играл один Всеволод Колмаков, чуть позже присоединился Вадим Дуляпин, еще через несколько месяцев – Женя Мысин. Для меня его заметным дебютным соло стал темпераментный пробег по сцене ЦКЗ с трещоткой в Детской симфонии Гайдна в новогоднем концерте под управлением Вадима Венедиктова. Кому доверить трещотку, было абсолютно ясно: маленький, шустрый, артистичный… и пока еще мало что умеет. А теперь – оцените преображение и творческий рост! Для вас – интервью с серьезным юношей, московским студентом, будущим военным музыкантом.
Темный лес, военный марш и… дирижерская палочка?
Евгений МЫСИН
ударные инструменты,
артист ДСО в 2012-2017 гг.
Евгений, давай начнем с твоего первого появления в оркестре. Как это было? Помнишь ли свой первый концерт?
– Узнал я о существовании оркестра от моего преподавателя по ударным Венедиктова Алексея Вадимовича, и помню первую встречу с тогда еще юным начинающим коллективом и с дирижером – Ильиновым Юрием Михайловичем. Был так называемый конкурс в оркестр: в общем, всё как у взрослых маститых коллективов. Необходимо было с листа сыграть на малом барабане. Помню даже, что мы разбирали Военный марш Шуберта. Первая встреча впоследствии стала и первой репетицией, в общем-то конкурс я прошел. Вот так военный марш, можно сказать, положил основу оркестровой практике и даже в определенном смысле повлиял на выбор моей специальности: всё-таки я учусь сейчас в военно-музыкальном училище.
Существует огромное количество ударных инструментов. На каких ты играл на момент прихода в оркестр? А с чем пришлось знакомиться впервые?
– Играл тогда по школьной программе: ксилофон и малый барабан. А в оркестровой практике всё-таки потребовалось освоение стандартного набора музыкальных инструментов и перкуссии. Я, по большому счету, научился и разобрался, что к чему, быстро, но где-то консультировался с преподавателями, конечно. Особенно нравились мне тогда литавры, любовь к ним и по сей день сохраняю. Приближается так называемый филармонический проект нашего училища, по факту большой отчетный концерт сводного оркестра и хора суворовцев, который пройдет в начале декабря. И так мы нашей ударной группой распределились, что ведущие партии литавр поручили мне.
Занятия в музыкальной школе и в оркестре: чувствовал ли ты какую-то разницу? В чем (если есть, конечно)?
– На репетициях много нового узнал о тонкостях работы с оркестром: здесь ты не один на один с педагогом, здесь 50 человек сидят, и один дирижер напротив, и каждому необходимо его внимание. Много нового узнаешь о штрихах, о музыкальной грамотности, о культуре в целом. Это, по-моему, самый интересный этап в оркестровой практике. По времени репетировали 1 раз в неделю в воскресенье с 10 до 14. Здесь надо отметить наши трудолюбие и ответственность, всё-таки выходной день, а мы «на работе». Но репетировать было нисколько не в тягость, наоборот даже.
Помнишь ли ты свои любимые пьесы оркестрового репертуара?
– Оркестровую программу Ю.М. Ильинов продуманно очень подбирал: что-то для сотрудничества с приглашенными артистами, что-то для гастролей, что-то для развития и будущего каждого оркестранта. Были даже произведения, специально для нас написанные! Нужно подчеркнуть, что весь огромный концертный репертуар был и находится, выражаясь языком Устава Вооруженных сил, как бы «в запасе». То есть он существует и по сей день, оркестр играет не только новые, «свежевыученные» произведения, но и вспоминает пройденные шедевры, хотя коллектив постоянно молодеет, и юные артисты меняются. Это правильно, я считаю! Назову самые интересные лично для меня пьесы: это каждая песня А.Н. Пахмутовой, это попурри В. Королевского на темы из кинофильмов про Шерлока Холмса, это и вальс Э. Вальдтейфеля «Конькобежцы», это, конечно же, вальс из Второй джаз-сюиты Шостаковича. Нельзя не сказать про композицию, написанную по случаю 70-летия побратимской связи Ковентри и Волгограда. Небольшой секрет: вот только недавно получил разрешение от композитора Д. Нисбета на инструментовку этого сочинения (вокально-симфоническая поэма Twin song английского композитора Дерека Нисбета написана в 2014 году специально для гастролей ДСО в Англии – М.К.), и после зимних каникул мы ансамблем ударных планируем его исполнить в Москве. Поэтому можно сказать, что музыка, которую подбирал Ильинов, не только воспитывала, но и вдохновляла. Эту музыку приятно было исполнять, а при правильном разборе с дирижером, при личном участии и отдаче каждого у нас получалось настоящие согласие.
А что из репертуара было трудно?
– Да, вот интересный момент был, когда разбирали одно произведение – «Темный лес» называлось, постмодерн сплошной, кластеры на всю партитуру. Вот тогда нелегко пришлось: то размеры менялись, то паузы высчитывать – это, что называется, из сложного. Но опять же, на этом мы колоссально выросли!
Пока ты играл в оркестре, ты принимал участие практически во всех гастролях, конкурсах. Помнишь наиболее яркие моменты?
– Гастролей было много, они проходили примерно 2 раза в год. Причем удача таких поездок – это их концепция. То есть всегда помимо выступлений были еще и экскурсии. Мы столько много увидели за время таких мощных поездок, как Великобритания, Чехия, Скандинавия, Прибалтика! По большому счёту, мы всю Европу объездили. Особенно запомнилось, когда были в Лондоне, посетили концерт оркестра ВВС в Барбикан-холле, где исполняли ораторию Э. Элгара «Сон Геронтиуса». Стоит ли говорить о том, что исполнение было на высшем уровне! На меня очень большое впечатление этот концерт произвел. Вспоминаю его часто. Еще расскажу одну историю. Мы оркестром были в Москве, должны были выступать в Кремле на юбилейном вечере А.Н. Пахмутовой (концерт в Государственном Кремлевском дворце 4 ноября 2014 года – М.К.). Аккомпанировал и исполнял ее произведения симфонический оркестр Минобороны. Вот тогда я и познакомился с Валерием Халиловым. Наблюдал, как он себя держит, как проводит репетицию, как дирижирует. Даже где-то фотография с ним сохранилась. Надо признать, что в тот момент, по малолетству, я не придал этой встрече должного внимания, но, кто бы мог подумать: спустя несколько лет, я учусь в училище, названным его именем! Понял уникальность встречи с ним я лишь после 25 декабря 2016 года, после его трагической гибели. Вообще тот злополучный день я запомнил, мне кажется, на всю жизнь.
Как ты считаешь: оркестр оказал какое-то влияние на тебя как на музыканта? Помог в выборе профессии?
– Сейчас можно сказать без преувеличения, что оркестр дал огромную базу истинных знаний, в качестве которых сомневаться нельзя. Оркестр приучил меня интересоваться разной литературой, вдохновил искать новое. Нельзя не сказать и про межличностные отношения – это опять-таки опыт колоссальный. Ударные инструменты утвердились в моем мировоззрении и представлении на мое будущее. Мне запомнилась и понравилась профессия дирижёра. Всё это в совокупности уже даёт свои плоды.
Тогда расскажи о себе – сегодняшнем. Где учишься, каковы успехи?
– Сейчас я учусь на 3 курсе Московского Военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова. Его история берет своё начало в 1937 году, тогда оно называлось 2-ой Московской школой военно-музыкантских воспитанников Красной Армии. Начиная с 1940 года барабанщикам и фанфаристам было оказано высокое доверие первыми открывать парады войск московского гарнизона на Красной площади. У меня за спиной уже 2 таких парада, множество торжественных и концертных мероприятий, выступления на фестивале «Спасская Башня». Закрытая территория, строгая дисциплина, распорядок дня и ограниченность свободного времени – казалось бы, как всё успеть? Но это не минусы, наоборот – особенности училища, условия, которые помогают совершенствоваться и развиваться. Здесь в таком напряженном режиме и порой невероятной нагрузке мы, собственно, и учимся. С удовольствием говорю о профессорско-преподавательском составе. Вместе с ними мы участвуем в разных конкурсах и проектах, даём совместные концерты, благодаря ним растём и становимся профессионалами. Мои любимые предметы – это дирижирование, специальность, гармония и инструментовка. Нужно отметить, что здесь без должной физической подготовки трудно учиться, поэтому помимо уроков физкультуры зарядка с утра у нас каждый день. Много сил к тому же забирает строевая подготовка к параду. В целом учеба у нас интересная, но по силам не каждому. Конечно, не могу не рассказать про наш дружный коллектив. У нас на каждом курсе учится по 50 суворовцев, это четыре дружных, сплоченных, профессиональных оркестра. На своем курсе я занимаю командирскую должность: контролирую дисциплину и межличностные отношения, даже порой решаю проблемы однокурсников. Общаемся мы круглосуточно, это и шутки и споры и деловые разговоры на самые разные темы. Доверие, взаимопомощь и поддержка – вот основа наших отношений. Друг к другу мы уже, что называется, «притёрлись», подружились, нашли общие интересы.
А что бы ты пожелал нынешним артистам ДСО?
– Юных артистов Волгоградского детского симфонического оркестра хочется видеть яркими, вдохновленными, улыбчивыми, неунывающими, постоянно развивающимися и ищущими. Любите музыку, которую исполняете, интересуйтесь ей, учитесь, меняйтесь, будьте активными!