Органист и композитор Владимир Королевский.
Это имя хорошо знают и, надеюсь, добром помнят в Волгограде. Сын волгоградского (теперь саратовского) композитора Владимира Григорьевича Королевского, одаренный юный пианист – победитель множества конкурсов (учился в ДШИ имени Балакирева у Татьяны Александровны Потихониной, затем в колледже имени Серебрякова в классе Анны Аркадьевны Черфас), он на некоторое время исчез с местного горизонта, а в 2010 году, став уже выпускником Московской консерватории, стал штатным органистом филармонии – первым в музыкальной истории нашего города. Семь лет его творчества в Волгограде были счастливыми годами вдохновения. Монументальные сольные программы, дуэтные вечера, феерические концерты с артистами симфонического оркестра, увлекательные детские проекты (то изысканные костюмированные представления, то сказочные истории, которые сам же Владимир и сочинял о своем любимом инструменте), выступления с симфоническим и народным оркестрами, экспериментальные светомузыкальные шоу – словом, все то, что музыкант ныне продолжает развивать, но уже, увы, не в нашем городе.
Конечно, творческой встречи Королевскому с детским оркестром было не избежать. И по старой памяти (сам в детстве с волнением и трепетом выходил на сцену ЦКЗ в программе «Цветы музыки» – как тут не поддержать своих продолжателей!), и по моей инициативе. Да и к кому еще было мне обратиться в первом сезоне оркестра с таким, например, фантастическим заказом: инструментовать пьесы Шостаковича для трех партий скрипок, семи флейт (желательно все соло), кларнета и саксофона, но без гобоя и фагота. Ах, да, я забыла сказать, что Владимир по первому своему высшему образованию – композитор, с отличием окончил Московскую консерваторию по классу профессора А.В. Чайковского! И еще добавлю: все свои аранжировки, фантазии, попурри Володя делал для ДСО исключительно на благотворительной основе.
– Вспомним о начале занятий музыкой в Волгограде. Кто выбрал для тебя инструмент, совпадал ли он с твоими желаниями (или знаниями о музыке) на тот момент?
Мне рассказывали родители, что был выбор – отдать меня в класс ударных или фортепиано. Похожие в чём-то инструменты, конечно, но всё же меня отвели в класс фортепиано. Даже не представляю, как бы сложилась моя судьба в противном случае.
– Так вот откуда долгая творческая дружба с волгоградским музыкантом Михаилом Журой – исполнителем на ударных. Ностальгия по неосуществленным планам? Кстати, совсем недавно состоялся ваш очередной концерт...
Про ностальгию, конечно, шутка, но творческая дружба — это серьезно. Мы познакомились с Михаилом Владимировичем в Волгограде, придумали первые программы, и сейчас, несмотря на то, что уже не работаем вместе, наш дуэт сохраняется и развивается. Не в Волгограде, к сожалению. В прошлом сезоне состоялась поездка в Мурманск, сейчас в Сочи – таким образом крайние северная и южная точка России освоены, планируем заполнять середину и выбираться на восток. Наш дуэт ведь сложился благодаря вашей идее и импульсу (в 2009 или 2010), идея оказалась плодотворной, удачное тембровое сочетание, помноженное на энтузиазм М. Журы и мою готовность превращать любой материал, будь то даже рок-хиты, в транскрипции для ударных и органа, работают сами на себя, преодолевая расстояния и обстоятельства. В сентябре нас слушала публика в Сочи – люди, приехавшие на курорт из самых разных регионов России – концерт показал, что девятилетняя история дуэта ещё себя не исчерпала.
– Но вернемся к ранним воспоминаниям. Ты с самого детства целенаправленно решил стать музыкантом?
Нет, в то время о музыке как о профессии или судьбе я не думал совершенно. В детстве были не то что мечты, а вполне нормальные для мальчика занятия: двор, друзья, футбол, велосипед и т.п. Бабушка с дедом по маминой линии – врачи, было время, когда и я считал себя будущим врачом. Были попытки «написать книгу» и стать «серьёзным» писателем, но в какой-то момент музыка вытеснила все прочие занятия/увлечения и стала для меня в итоге профессией и жизнью.
– В детстве ты немало выступал с оркестром. Возможно, что-то интересное (или неожиданно, забавное, удивительное) застряло в памяти? Помнишь ли себя в роли слушателя? А когда захотелось тоже выйти на сцену?
На этот вопрос отвечу с конца – на сцену ЦКЗ выйти не хотелось. То есть не было такого осознанного желания. Скорее я хорошо помню себя слушателем, сцена казалась настолько большой, далёкой, серьёзной, что мысли о том, как бы на неё выйти самому, просто не посещали. Всё, что со мной произошло благодаря «Цветам музыки», воспринималось на уровне волшебства, да так и было, сцена ЦКЗ сама сделала шаг навстречу. Воспоминания об органе из детства – очень хорошо запомнился дуэтный концерт Даниэля Зарецкого (в будущем – руководитель Володи в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории – М.К.) и Владимира Хомякова, я даже Даниэлю Феликсовичу как-то об этом рассказывал. Запомнился случай, когда после какого-то концерта мама привела меня к мастеру – хранителю органа Александру Андреевичу Кравчуку, с вопросом: вот мальчик, а можно ли как-то ему поближе познакомиться с органом? Не помню, что ответил Александр Андреевич, помню ощущение – перед нами волшебник и мы вдруг здесь перед ним. Помню Ваш кабинет в ЦКЗ с печатной машинкой (машинкой? не компьютером? ох¸как же давно это было… – М.К.)! Тогда я был, видимо, совсем маленький, и от тех посещений (вместе с мамой, конечно) закулисных пространств остались ощущения соприкосновения с тайной, загадкой, большая сцена где-то рядом и лабиринты коридоров стали в воображении каким-то иным необыкновенным миром. Вообще слово «волшебный» и связанные с ним варианты часто возникают в моём сознании, когда я начинаю вспоминать свои детские впечатления о ЦКЗ. Ощущение волшебства удалось мне сохранить и гораздо позже, когда я уже начал работать в ЦКЗ в качестве органиста – место это навсегда осталось для меня особенным.
– Ты один из самых успешных лауреатов нашей программы «Цветы музыки». Для меня интересен взгляд участника «изнутри». Насколько это было трудно, заманчиво, страшно, весело, приятно... это любые варианты, то есть вспомни собственные ощущения. Что из репертуара для тебя особенно памятно, почему?
Трудно, заманчиво, страшно, весело, приятно – именно так и в такой последовательности! Разве что «страшно» можно поставить в начало списка. В программе я участвовал трижды: в 1999 году с первой частью Первого концерта Бетховена, в 2000-м с Концертино моего отца и в 2001-м с Первым концертом Мендельсона. Кажется, именно в такой последовательности. Пожалуй, из этого репертуара наиболее памятно папино Концертино, хотя, конечно, от всех трёх выступлений с оркестром сохранились в памяти в равной степени неповторимые впечатления. Помню, мой учитель, Татьяна Александровна Потихонина, объясняла мне, как правильно вести себя на сцене: поклониться публике и оркестру, пожать руку концертмейстеру оркестра, дирижёру после исполнения. Я старательно всё выполнял и, когда проходил первый страх, оказывался на седьмом небе от счастья. Я был хорошо подготовлен к каждому из трёх выступлений, спасибо за это Татьяне Александровне, иначе справиться с волнением от присутствия на сцене в окружении огромного симфонического оркестра во главе с дирижёром было бы просто невозможно. Уже став студентом училища, я удостоился чести быть приглашённым в программу абонементов симфонического оркестра – и тогда уже вместе с Анной Аркадьевной Черфас мы готовили Первый концерт Прокофьева.
– Повлияло ли участие в программе каким-то образом на твой выбор профессии?
Повлияло однозначно! Именно на сцене ЦКЗ в выступлениях с оркестром я впервые осознал себя как музыканта. Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, не будь тогда этого проекта, честно – есть сильное у меня подозрение, что могла бы сложиться совершенно по-другому. Вообще я часто думаю, что мне в жизни везёт на встречи с замечательными людьми: если бы в своё время мама не отвела меня в класс Татьяны Александровны Потихониной – я бы не стал музыкантом, если бы меня с детства не окружала папина музыка – не стал бы. «Цветы музыки» для меня в этом же ряду событий, которые оказали важнейшее влияние на ту мою жизнь, которой я живу сейчас. Даже не знаю, чем бы я занимался, если бы выбрал какой-то другой путь – да и какой? На выбранном пути часто охватывают сомнения – и это не кокетство – а правильно ли он был выбран, соответствую ли я ему в той степени, в которой должен, и другие подобного рода. Но – все сомнения отступают перед осознанием счастья от того, что есть любимое дело и возможность профессионально им заниматься. Марина Валерьевна, «Цветы музыки» – проект, воплощённый в жизнь Вами и Волгоградским симфоническим оркестром, благотворно повлиял на жизнь многих детей, занимавшихся в музыкальных школах Волгограда и обладавших уникальной возможностью принять участие в творческом конкурсе и выйти на большую сцену!
– Фортепиано, композиция, орган: у тебя после колледжа был довольно-таки извилистый профессиональный путь. Что служило «путеводной звездой», почему решил менять специализацию, город, учебное заведение?
Путь действительно получился довольно извилистым: после Волгограда был Саратов, год в Консерватории там, затем – Москва, после Москвы я закончил ассистентуру-стажировку в Санкт-Петербурге, а сейчас прохожу стажировку в Париже в классе профессора Кристофа Манту. На данный момент орган совершенно поглотил все мои другие специализации. Не могу сказать, что он служил «путеводной звездой», что было бы красиво, однако не вполне честно, но ретроспективно получается именно так, что все мои выборы по изменению специализаций и городов привели меня именно к органу. Причин для изменений было много, как внутренних, так и внешних, от вектора собственного творческого развития до банального, наверное, желания «покорить столицу». Такой любопытный пример: мой двоюродный брат считает, что я полностью продолжил дело родителей, а я не могу ему объяснить, насколько далеко я оказался от их специализаций! Действительно, отчасти парадокс: оставаясь всегда музыкантом, сам для себя я прошёл путь с множеством перемен, главное наверное, что не жалею ни об одном выборе. Ну и образование за плечами, скажем прямо, приличное по качеству!
– О твоей деятельности органиста, думаю, в Волгограде еще не забыли. А что из композиторской практики хотел бы отметить?
Насчёт композиторской практики, продолжая ответ на предыдущий вопрос: я бы хотел, чтобы она у меня ещё была. Когда-нибудь. На данный момент моя работа органиста и непрекращающаяся уже довольно много лет учёба занимают если не всё время, то всё внимание уж точно. Из того, что было сделано и исполнено в Волгограде, я бы отметил «Сталинградский концерт» под управлением Вадима Николаевича Венедиктова. И было любопытное сочинение «Вариации на три аккорда», которое мы исполняли с Владимиром Зайцевым и Леонидом Жабоедовым. Три музыканта, шесть инструментов: гитара, флейта, валторна, орган, клавесин, рояль. В своих концертах я иногда играю свои произведения для органа, не часто. В декабре в Париже играл свою пьесу под названием «Мгновения» (а премьера его, кстати, состоялась в Волгограде в католическом костёле на Пражской в январе 2017-го)
– Да-да, я помню, я, к счастью, была на этом концерте!
Музыка заинтересовала профессора Кристофа Манту, у которого я прохожу стажировку – сделал и подарил ему ноты. Чаще, чем свои, исполняю в своих программах сочинения моего отца. Очень радует, что в годы работы в Волгограде успел сыграть с оркестром папин концерт «Лабиринты», тогда я разговаривал лично с Эдуардом Афанасьевичем Серовым о том, чтобы проект включили в планы оркестра, и получил одобрение.
– И – о сотрудничестве с детским оркестром. Какие свои работы помнишь, ценишь? Помнишь ли выступления с ДСО на сцене? Есть ли сейчас возможность продолжения работы с детьми? А хотелось бы?
Лучше всего помню «Шерлоков Холмсов»! Ваша, между прочим, идея объединить в инструментальной версии саундтреки из трёх фильмов привела к появлению удачного произведения. И, кстати, о моей композиторской деятельности: Детский симфонический оркестр ведь выступал в Москве и Санкт-Петербурге, в нескольких странах Европы, играл и Шерлока Холмса, и другие мои инструментовки – так что в то время, пока я играл на органе, моя композиторская деятельность продолжалась совершенно от меня независимо благодаря ДСО!
Очень хорошо помню концерты с солистами оркестра. Например, недавно в Сочи играли с коллегой пианисткой моё попурри на темы «Призрака оперы» для органа и рояля – вспоминал, как в другой инструментальной версии исполняли эту пьесу вместе с ребятами в Волгограде.
Сейчас дети на моих концертах появляются только в качестве слушателей: в Сочинском органном зале проводятся несколько проектов специально для детской аудитории. Работа с детьми-музыкантами на сцене – совсем другое дело, конечно. Я помню себя ребёнком и надеюсь, внутренний ребёнок во мне уцелел во всех жизненных бурях, и при возможности работать с детьми на сцене я буду с удовольствием.
Владимир Королевский – российский органист, композитор, выпускник Московской консерватории (2010) и ассистентуры-стажировки Санкт-Петербургской консерватории (2017). В настоящее время совершенствует мастерство в Париже под руководством профессора Кристофа Манту. Солист Зала органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской в Сочи. Победитель II Всероссийского конкурса органистов (2016). Лауреат многих Всероссийских и международных конкурсов.
В сентябре 2019 года Владимир Королевский выиграл III премию международного конкурса органистов им. Таривердиева в Калининграде – самого престижного органного конкурса России. Музыкант также был удостоен специального приза «За лучшее исполнение произведения Микаэла Таривердиева» и «Приза зрительских симпатий».
Композитор Владимир Королевский. Сочинения для Волгоградского детского симфонического оркестра
- «Английский детектив», попурри на темы из кинофильмов о Шерлоке Холмсе (премьера — Болгария, Несебр, 2013 год)
- «Рулатэ», фантазия на темы финской народной песни (премьера — Финляндия, Турку, 2014 год)
- «Рождественское попурри» на темы популярных мелодий (премьера — ЦКЗ, Волгоград, 26 декабря 2014)
- «Призрак оперы», фантазия на темы из мюзикла для солистов ДСО и органа (премьера — ЦКЗ, Волгоград, февраль 2017, исполнители – Ярослав Шашин, Полина Карачун, Ксения Маркова, Анна Лукина, Анна Копатей, Диана Мансур, Артем Машков, Лев Гуляев)
Инструментовки для детского оркестра:
- В.А. Моцарт. Немецкий танец, аранжировка для скрипки с оркестром (соло на премьере – Виктория Рогожина)
- Д. Шостакович. «Шарманка»
- Д. Шостакович. «Вальс-шутка», концертная версия для рояля с оркестром (соло на премьере – Эльнора Гросс)
- К. Сен-Санс. Аве Мария (солист Лев Гулев)
- Г.Ф. Гендель. Аллилуйя
- Р. Паулс. «Бабочки на снегу»(солистка Мария Строганова)
- С. Франк. Panis angelicus
- Ф. Кавалли. Dolce amor bendato dio(солистка Юлия Смирнова)
- Р. Ортолани. Fratello sole, sorela luna(солистка Анна Коган)
Сочинения и аранжировки, подготовленные для ДСО:
- «Зеленые рукава», английская народная песня
- Болгарская фантазия
- Чешская полька «Аннушка»
- Б. Гребенщиков, группа «Аквариум»: «Аделаида», «Великая железнодорожная симфония»