Певица, солистка вокальной группы ДСО в 2013-2015 гг.

Две минуты и сорок две секунды — ровно столько времени понадобилось девятилетней волгоградской девочке Саше Головченко, чтобы покорить телезрителей всей страны и одержать победу в российском отборе на «Детское Евровидение» в 2007 году. Ох, как хороша была златокудрая синеглазая принцесса в пышном платьице, как весел и отважен был ее звонкий джаз, с каким лукавым озорством пела она свою песенку про девочку-отличницу, влюбленную в отчаянного хулиганистого пацана! Представляете, в лихие нулевые еще можно было всей страной выбирать кандидата на Евровидение, даже детское, и страна единодушно выбрала нашу Сашу!

Для девочки из Волгограда началась жизнь звезды. Сашины портреты мелькали в газетах, записями пестрел интернет, ее рвали на части по концертам, презентациям, фестивалям, форумам. Тема волгоградского представительства на вокальном горизонте России была, кажется, закрыта Сашей прочно и надолго.

Но когда в 2012 году детский оркестр стал готовиться к своему первому серьезному концерту в Москве, в Храме Христа Спасителя, никто из официальных лиц – почему?! – и не подумал порекомендовать Сашу в вокальную часть программы. Саша приехала на отбор в ЦКЗ на общих основаниях вместе с ребятами из своей бекетовской школы, хорошо спела под профессиональную фонограмму песню Пахмутовой «Нежность» и… почему-то не слишком понравилась отборочному жюри. Может, из-за тянувшегося за нею шлейфа «эстрадной звезды»? Да и репертуар не приглянулся: ну какая «Нежность» в концерте про Сталинградскую битву?

Словом, мы с дирижером Юрием Ильиновым нашли почти безнадежный вариант – песню «Где-то под Бекетовкой», малоизвестную и внешне далеко не самую эффектную (у Александры Николаевны не было даже собственной симфонической версии, ее сделал Юрий Михайлович) – и я позвонила Сашиной учительнице по вокалу, ожидая, честно говоря, отказа. Через пять минут ответный звонок: Саша согласна, когда приезжать на репетиции?

Работа с Сашей все ее три сезона в оркестре была чистым удовольствием. Ровесница наших старших артистов, она всегда казалась мне куда более взрослым человеком: взрослым по абсолютной сознательности в профессиональной работе, по четкому пониманию задач, ставящихся дирижером, по самостоятельности, разумности, безукоризненной сдержанности манер. И никаких капризов. Никакой «звездности». Кажется, уже тогда она была готова к тому, что дальнейший путь не будет усыпан розами…

И вот – разговор спустя годы.

 

САША: ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ ОТЛИЧНИЦЫ. Часть 1-я

«О НЕЛЕГКОЙ ДЕТСКОЙ ДОЛЕ»

– Саша, давай начнем издалека. Как ты начала заниматься музыкой и когда почувствовала себя вокалисткой?

– Начала заниматься в 4,5 года. У меня был отличный пример рядом – моя старшая сестра. Она обучалась в музыкальной школе по классу фортепиано, и я, конечно, захотела тоже, и немедленно. Мама, сказала, что нужно подождать хотя бы лет до шести. Однако прямо на отчётном концерте своей сестры я подошла к фортепиано и начала играть вместе с ней, преподаватели заметили меня, пригласили на прослушивание. Так я и поступила на подготовительное отделение и мне пришлось два года сидеть в этом классе, чтобы подойти по возрасту для первого класса. Сначала я обучалась на хоровом отделении, однако мой преподаватель увидела во мне потенциал и начала заниматься со мной индивидуально эстрадным вокалом. Мой выбор сделали за меня и я совсем не жалею, ведь профессионалам было виднее, в каком направлении я проявлю себя ярче всего.

– А как ты попала на Евровидение?

– Первый раз в 2006 году мне поступило предложение попробовать себя в этом конкурсе. Но так как все было спонтанно, то мы не успели подготовиться на должном уровне. Песня была слабовата. И затем мы с родителями поняли, что если такая возможность есть, то упускать ее не стоит, и взялись за подготовку к 2007 году. Кастинг в Волгограде был организован нашим телевидением. Там мы записывали мини-клипы, и уже они отправляли общий пакет документов на телеканал «Россия». Затем мы получили по телефону приглашение приехать на кастинг в Москву. Я сначала подумала, что это шутка. Я взяла трубку и мне сказали: «Привет, ты Саша? – Да. – Мы приглашаем тебя в Москву на отбор Детского Евровидения. – Что? Это правда ? – Да, позови кого-нибудь из взрослых к телефону, и мы все подробно расскажем». Мама получила все указания о дате и месте проведения. И через неделю или две мы уже были на Шаболовке, где проходили просмотры.

– Помнишь, как они проходили?

– По одному и без родителей нас вызывали в съёмочный павильон. Я стояла на чёрном фоне, передо мной сидели продюсеры, редакторы, педагог по вокалу и генеральный директор. Я представилась, сказала, что мне 9 лет, и режиссёр мне ответил, что я слишком маленькая: по правилам участник Детского Евровидения должен быть старше 10 лет. Я ответила, что на момент проведения финала мне уже будет 10, так что не переживайте! Они посмеялись и сказали начинать петь. После я вышла и подумала, что справилась плохо. Мама сказала, что то, что мы здесь – это уже отличный результат. Через пару часов озвучили список тех, кто остаётся на подготовку к прямому эфиру. В этот список я попала! Сразу же провели жеребьевку, где мне достался номер 7! И была целая неделя невероятных подготовок, занятий с режиссёром, педагогом по вокалу, хореографом, постановщиком. Мне поменяли костюм, образ. Я расстраивалась и даже не предполагала, к чему приведут эти перемены. И вот настало время прямого эфира…

– Вы знали, как идет подсчет голосов?

– В коридоре за семью замками была огромная куча техники, которая обрабатывала голоса зрителей. Затем эти результаты совмещали с результатами членов жюри и уже потом объявили победителя. Нас в тонкости подсчёта не посвящали. Когда объявили моё имя, то я была в шоке. В моей голове не укладывалось, что простой девочке из Волгограда возможно вообще что-то сделать. Однако это получилось! Перед прямым эфиром я позвонила папе в Волгоград и сказала: смотри там по телевизору, как я буду петь! Он сказал: главное не волнуйся, ты уже победитель! Я не думала о победе и даже на надеялась, однако честность и справедливость все-таки взяли верх.

– Саша, понимаю, что вопрос, скажем так, щекотливый, и если не хочешь, можешь на него не отвечать. Время прошло, страсти улеглись, но помню, что перед поездкой в Голландию вдруг возникла тема об авторстве песни: вроде бы ее написала не ты, а взрослый музыкант. В газетах поднялся шум, особенно в местных. А как было на самом деле? И неужели обязательно ехать на Детское Евровидение должен автор-исполнитель?

– По правилам участия в конкурсе, песня должна быть написана ребёнком, но не обязательно исполнителем. Мы написали песню с моей сестрой, это правда! Я напевала, со словами помогали родители, а сестра тогда уже училась в музыкальном колледже и помогла с грамотным оформлением нот. Однако нужна была хорошая аранжировка, поэтому мы обратились за помощью. А когда успех песни подтвердился, этот человек повел себя не совсем честно. Человек делал аранжировку, а потом решил, что можно и авторских денег за неё больше получить. Конечно, если бы песня не выиграла, то, думаю, никто бы и не стал заморачиваться со своими авантюрами. Мы тогда не были грамотны в вопросе авторства и даже не подумали зарегистрировать права на песню в РАО. К слову, она до сих пор там не зарегистрирована, так как признана спорной. Зато это происшествие научило меня сразу регистрировать любое своё творение, чтобы впредь не сталкиваться с обманом. Родители тогда поступили очень грамотно. Они отправили меня к бабушке в деревню и уже сами занимались решением этой проблемы, чтобы я не видела всего ужаса, который происходил в Волгограде. Когда мы подъезжали, например, к киоску с газетами, а там на всю первую полосу мои фотографии и огромное количество неприятных подписей. Как только СМИ начали обсуждать этот момент, то меня с сестрой отправили отдыхать к бабушке, чтобы я не переживала и готовилась к международному Евровидению.

– Подготовка сильно изменила твою жизнь?

– Моя жизнь не изменилась глобально, я просто стала более закаленной к жизненным трудностям. В школе косые взгляды не только со стороны учеников, но и учителей. Фразы: «А ты сама дома убираешься? Ты что, приспособлена к быту? У тебя нет домработницы дома?» от учителей... это убивало меня. Но я старалась это все не принимать близко к сердцу и просто учиться, так как было тяжело. Неделю мы жили с мамой в Москве, неделю в Волгограде. График бешеный.

– А кто занимался твоим имиджем?

– В Волгограде – моя мама. Мой главный имиджмейкер до сих пор. Она придумывала самый первый образ, однако его на самом деле никто не увидел, так как костюм поменяли! Он был слишком ярким, все таки платье — более сдержанный вариант. Затем мама подписала контакт с телеканалом «Россия», где было сказано, что мы беспрекословно выполняем все их условия. Так в 9 лет мне покрасили волосы, причём два раза. Полностью изменили аранжировку. Добавили подтанцовку. Придумали новый образ. Купили все повседневные вещи, чтобы в Голландии быть в определенном стиле на пресс-конференциях, встречах, интервью и так далее. Репетиции шли с утра до поздней ночи. Каждый день вокал по 2-3 часа, и даже педагог говорила, что это уже чересчур, однако продюсер говорил, что так надо. Примерки, записи, тренировки, работа с психологом. Все это оставило отпечаток на моей нынешней жизни. Я уже не могу жить по-другому, мне нужен загруженный график, чтобы я чувствовала себя в постоянной работе, развитии, совершенствовании. И до сих пор некоторые личности умудряются косо смотреть на меня и обсуждать всю мою деятельность. Меня это не обижает, наоборот, я чувствую, что я всегда объект обсуждения, значит я не в тени и двигаюсь в нужном направлении. Есть же за что меня обсуждать!

– Твое выступление в Голландии я смотрела в прямом эфире. Вообще в первый раз смотрела Детское Евровидение, очень за тебя болела. Но если по правде, мне показалось, что по сравнению с Москвой что-то пошло те так…

– Своим выступлением в Голландии по-честному я не очень довольна. Но тут сложилось такое впечатление, что меня немного сломали. Ведь песня была написана с одним посылом, а мне нужно было исполнить с противоположным.

– Да-да, было такое впечатление, что имиджмейкеры перемудрили и попытались сделать из тебя маленькую копию Марии Шарифович, певицы из Македонии, которая в тот год победила на взрослом Евровидении: брючный костюм, черно-белая гамма, даже стиль подтанцовки, только у Марии девочки, а у тебя мальчики. Хорошо, что хоть кудри твои роскошные не остригли!

– Ну да, тяжело быть на сцене той, кем ты не являешься на самом деле. Поэтому случился диссонанс. Но я сделала даже больше, чем в моих силах. Все-таки 10-летний ребёнок, который за четыре месяца поменял свою жизнь, взгляды, стоит на сцене перед десятитысячной аудиторией и защищает честь своей страны... Очень ответственно. Тяжело. Честно.

 

САША: ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ ОТЛИЧНИЦЫ. Часть 2-я

«И ТРУБА ЗАПЕЛА ЗВОНКО»

Концерт в Храме Христа Спасителя. Москва, 2013– Сейчас я хочу поговорить с тобой о концертах с оркестром и о работе с ДСО в особенности. А кстати, с какими оркестрами тебе приходилось петь «вживую»?

Саша с А.Н. Пахмутовой– К счастью, за всю мою творческую карьеру я довольно часто работала с оркестрами. Моим первым дирижером был Владимир Леер в Волгограде, тогда он сделал джазовую обработку одной моей песни и мы поработали с ним вместе, мне было где-то 7-8 лет. Благодаря конкурсу «Детская творческая неделя на родине А.Н. Пахмутовой» (этот конкурс в родной для Пахмутовой Бекетовке организовала школа искусств № 1 – М.К.) я также поработала с оркестром города Волжского под управлением Виктора Девочкина. К слову, работать с оркестрами привлекало меня гораздо больше, нежели работала с фонограммой-«минусовкой». Кстати, на прослушивание в ваш оркестр я выбрала оркестровый «минус», который я попросила у Леера, чтобы звучать органично.

– Была, кажется, и Москва?

– Да, мне удалось поработать с симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, народного артиста СССР. Благодаря режиссеру Сергею Широкову я познакомилась с Пахмутовой лично, и Александра Николаевна предоставила мне возможность стать первой исполнительницей песни «Если будешь ранен» на ее юбилейном концерте с оркестром в Москве. Приехав на репетицию, она мне рассказала про Владимира Федосеева и сказала исполнить песню так, как я ее чувствую. Оркестр зазвучал, и я слилась с ними в один порыв энергии, эмоций, музыки. Владимир Иванович сказал мне, что он еще никогда не слышал, чтобы маленькая девочка пела так проникновенно. Тогда я еще не понимала, с какими великими людьми мне посчастливилось поработать! А затем уже выступление в Кремлевском дворце в 2014 году, но про него, мне кажется, вы даже больше можете рассказать.

Москва, ГКД, 2014. Репетиция юбилейного концерта А.Н. Пахмутовой– С удовольствием! Тогда ДСО приехал по приглашению Александры Николаевны на ее 85-летие и должен был перед концертом в ГКД дать часовую программу в Гербовом зале (Саша солировала именно там), а затем поучаствовать в нескольких номерах основного концерта на большой сцене. На репетиции оркестр Министерства обороны под управлением Валерия Халилова проходил с ДСО «Бекетовку», а петь было некому, дети из Академии Свешникова вызваны не были, и наш Юрий Михайлович Ильинов тут же предложил Сашу: пусть поиллюстрирует. И вот помню, как ты спела, несколько секунд тишины – и взрослые артисты оборачиваются к Валерию Михайловичу: «А девочка-то лучше поет, может, она завтра выступит?» Халилов с Пахмутовой и Добронравовым посовещались и согласились; так и попала наша Саша «с корабля на бал», на прославленную сцену. И себе подарок ко дню рождения сделала: концерт 4 ноября, а на другой день – 16-летие!

Москва, 2014 Да, та поездка с ДСО была замечательная! Вы спрашивали, как я восприняла предложение поработать с детским оркестром? С большим удовольствием! Согласилась прийти на прослушивание, так как понимала, что это будет что-то новое для меня, интересное, но и, конечно, мне хотелось помочь культуре нашего города, чтобы рядом с талантливыми музыкантами-инструменталистами всегда находились талантливые певцы, которые смогли бы привнести что-то новое в программу. Честно, я очень переживала тогда в ЦКЗ, даже особо не помню деталей, но помню, что я была собой недовольна. Однако все же нам удалось посотрудничать, и я с теплыми эмоциями вспоминаю наши репетиции, выступления, поездки. Это незабываемо.

Москва, ГКД, концерт в Гербовом зале– Помнишь ли свою первую песню с детским оркестром? Ее исполнение в концертах?

С Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым– Насколько я помню, моя первая песня была «Нежность» (но я могу ошибаться). Я всегда с трепетом относилась к этой песне, она для меня особенная. После того, как я побывала в гостях у Александры Николаевны и увидела портрет Гагарина на ее рояле, я будто прочувствовала ее трепетное отношение ко всей истории, связанной с ним. И каждый раз перед исполнением этой песни у меня перед глазами встает гостиная Александры Николаевны и Николая Николаевича и яркий портрет Гагарина. Когда ты поешь вместе с оркестром, то эмоции проявляются ярче, они глубже передаются зрителю, так как произведение звучит объемнее. Я всегда, с огромным удовольствием исполняла эту песню, так как мне хотелось донести до каждого зрителя историю правильно – именно так, как задумал автор.

Беслан, 2015 год. Вера. Поют Саша, Влад Поварков, Маша Строганова, Аня Коган– А какие проекты ДСО ты еще могла бы выделить?

– Самые яркие впечатления у меня оставило выступление в Беслане (2 сентября 2015 года, 11-я годовщина теракта в школе № 1 – М.К.). Произведения, исполненные там, были очень серьезные, и эмоции я получила самые сильные. Часто перед глазами этот зал, финальная песня «Вера» и люди, встающие в зале с первых тактов…

Беслан, 2015 год. НежностьА если говорить о ярких эмоциях, то конечно это выступление в Кремлевском дворце с детским оркестром (4 ноября 2014 года, концерт к 85-летию А.Н. Пахмутовой – М.К.). Тогда я так же исполняла песню «Нежность», а затем уже в большом зале спела песню «Где-то под Бекетовкой». Я уже не помню, в скольких концертах ДСО я участвовала, но знаю точно, что, несмотря на то, что я работала уже с серьезными оркестрами, мне всегда было безумно приятно выступать с ДСО, так как я знала, что все ребята в коллективе из Волгоградской области, они были такие маленькие, но такие талантливые, что весь профессионализм взрослых, состоявшихся музыкантов просто рядом не стоял с трепетностью и трудолюбивостью ребят из ДСО!

 

САША: ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ ОТЛИЧНИЦЫ. Часть 3-я

«ЖИЗНЬ МОЯ — СПЛОШНОЕ РАСПИСАНИЕ»

– А теперь о твоей сегодняшней жизни. Когда ты заканчивала школу, у большинства знающих тебя людей складывалось впечатление, что тебя интересует только вокальная карьера. Однако я слышала, что параллельно со школой ты успела получить какое-то профессиональное образование. Это правда?

– Да, это действительно так. Когда я окончила 9 класс, то мне предложили получать экономическое образование в колледже, параллельно с обучением в 10-11 классах. Я, конечно же, согласилась, так как люблю учиться, и образование никогда не бывает лишним. Поэтому после 11 класса у меня уже был и аттестат, и диплом об окончании Ставропольского кооперативного колледжа экономики и права. Я сама думала, что меня в жизни не будет интересовать ничего кроме музыки, однако я ошибалась. Я раскрыла себя во многих других сферах.

– Что повлияло на выбор вуза – Волгоградского госуниверситета? Насколько серьезно ты рассматриваешь свою специальность как основной вид деятельности?

– На выбор вуза повлиял случай. Конечно же, в душе я мечтала получить театральное образование, думала, что это тот вид деятельности, который нужен. Однако по окончании 11 классов мне было всего 16 лет. Когда я приходила на театральные отборы (туры), практически все говорили мне: 16 лет , иди в колледж , для вуза ты маловата.

– Опять маловата, как на Евровидении!

– Да, но меня это нисколько не расстроило. Я обучалась в гимназии № 9 с уклоном на иностранные языки, поэтому подала документы на лингвистику в ВолГУ и решила, что сначала получу «земную» специальность, а потом как пойдет. Я счастлива, что выучила два иностранных языка и теперь это помогает мне в работе. Я в оригинале изучаю иностранные методики преподавания вокала, что невероятно ценят мои ученики, так как я могу им все рассказать, в подробностях обьяснить, а они уже этот материал могут использовать самостоятельно. Сейчас я обучаюсь в магистратуре ВолГУ по направлению Журналистика. Эта учеба мне также очень нравится, помогает не расслабляться, всегда быть в тонусе, узнавать что-то новое, развивать уже русский язык. Думаю, что в дальнейшем я совмещу все свои знания, все свои дипломы, образования и постараюсь повлиять на культуру нашего города. А каким образом – пусть пока останется загадкой для всех!

– Удается ли сочетать учебу в ВолГУ и творчество? Не собираешься все-таки получить вокальный диплом?

– Мне всегда все легко удается сочетать. Учусь, работаю в нескольких местах, даже успеваю заниматься хозяйством дома. Пока в планах получить именно вокальный диплом нет, но я рассматриваю специально для аспирантуры одну очень интересную идею, которая максимально раскроет меня. Планирую, что если все получится, то у меня будет диссертация о совмещении музыки, языка, вокала... Будет интересно!

– Давай вернемся к 2007 году, к твоим нешуточным испытаниям в детстве. Не жалеешь сейчас потраченных сил?

– Нет, нисколько! Я настолько сильно благодарна Евровидению за себя сейчас! За свою мудрость не по годам, потому что в 9 лет я начала трудиться как взрослый артист. Мне не списывали никогда, что я ребёнок. Я должна была работать на полную мощность каждый раз. И если я с такими задачами справилась в 10 лет, то уж все остальные проблемы, конкурсы, проекты мне нипочем. Теперь я трудолюбива, требовательна к себе, своей работе, а теперь уже и к своим ученикам. Благодаря конкурсу у меня появился колоссальный опыт, которым я с огромным удовольствием делюсь со своими подопечными. Да, я преподаю вокал, и понимаю, что родители моих учеников доверяют мне самое дорогое, что у них есть. А когда они выходят на сцену и видят, что результат есть, то это самое дорогое для меня.

– После российских и международных успехов не появляется ли желания их повторить? Например, принять участие в крупном вокальном шоу?

Крупные вокальные шоу сейчас – это коммерция, к которой я не хочу и не буду относиться никогда. Я ходила на все кастинги, каждого вокального шоу, везде меня приглашали и звали, однако за этим стоит совсем не то, к чему я стремлюсь. Если поступят интересные предложения, я буду их рассматривать, а самой стучаться во все двери – это уже не то.

Я выиграла «Российскую студенческую весну», стала лауреатом Национальной премии талантливой молодежи, я соверешенствуюсь каждый день, доказываю (в первую очередь самой себе), что есть еще порох в пороховницах… и бегу дальше. Я знаю, что все зависит только от моего желания, сцена для меня – больше, чем жизнь. Сейчас я пишу песни, пытаюсь делать их аранжировки, пытаюсь быть, так сказать, в тренде и писать что-то молодежное,чтобы все слушали, но моя музыкальная глубина как-то не воспринимает пока все эти молодежные направления. Душа требует драмы, серьезности, мудрости. Ловлю вдохновение, чтобы совместить глубину и трендовость, и обязательно порадую жителей города новым материалом.

 

Марина КОЛМАКОВА, музыковед,
руководитель ВДСО в 2011-2017 гг.